Врач-философ, предвосхитивший доказательную медицину...
11.09.2025

Врач-философ, предвосхитивший доказательную медицину...

Викентий Викентьевич Вересаев (1867–1945) – уникальный пример синтеза научного мышления и художественного дара. Блестящий писатель, он считал медицину источником глубинной правды о человеке и обществе.

Становление врача-гуманиста

Родившись в Туле в семье врача-подвижника, Вересаев с детства с уважением относился к творческому труду. Уже окончив историко-филологический факультет Петербургского университета, он осознанно поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Свой выбор он объяснял необходимостью для писателя досконально знать биологическую природу человека, а также уникальной возможностью врача близко сходиться с людьми из всех слоев общества.

«Записки врача»: откровение и скандал

Свой медицинский опыт и тяжелый внутренний труд осмысления врачебной этики Вересаев излил в знаменитых «Записках врача» (1901). Эта автобиографическая книга вызвала шквал критики от медицинского сообщества, испуганного откровениями об ошибках и дилеммах профессии. Вересаев, следуя примеру великого Пирогова, считал долгом ничего не скрывать. Он поднял ключевые проблемы:

·         Трагедия молодого врача: беспомощность из-за отсутствия практики.

·         Цена ошибки: признание, что мастерство в хирургии вырабатывается долгим путем проб и ошибок.

·         Врачебная тайна: обязанность хранить тайну, кроме случаев, угрожающих обществу.

Одним из самых смелых и прозорливых моментов в «Записках» стал вопрос о клинических экспериментах на людях. Вересаев яростно критиковал жестокие и бездумные опыты (например, искусственное прививание сифилиса), справедливо указывая, что врачей ограничивает лишь совесть, но не закон.

В своем произведении «Записки врача» (1901 г.) Вересаев действительно предложил методику, которая по своей сути предвосхитила современный «двойной слепой плацебо-контролируемый эксперимент» – золотой стандарт клинических исследований. Это революционное для того времени предложение было частью его глубоких размышлений о медицинской этике и научной честности.

Он описал подход, при котором:

1.    Новый метод лечения следует объективно сравнивать со старым или с отсутствием лечения.

2.    Ни пациент, ни врач не должны знать, кто получает экспериментальное лечение, а кто – контрольное (плацебо или стандартную терапию). Это необходимо для исключения субъективности в оценке результатов и эффекта плацебо.
Такой подход позволяет получить достоверные данные, минимизируя риски для пациентов.


Это было гениальное предвидение: формальные принципы таких исследований были приняты лишь во второй половине XX века после Нюрнбергского кодекса (1947). Вересаев же предложил научно и этически обоснованную альтернативу жестокой практике своих современников. Его новаторство было отмечено международными экспертами, в частности американским биоэтиком Катцем.

Связь с современностью
Предложение Вересаева напрямую перекликается с принципами современной Надлежащей клинической практики (GCP): научная строгость, минимизация рисков и объективность оценки данных. Таким образом, он не только критиковал, но и предложил конкретную, опережающую время методологию, заложив интеллектуальную основу для доказательной медицины и биоэтики.

Литература как продолжение врачебного долга

Медицина и литература для Вересаева были неразделимы. Пройдя через холерную эпидемию, работая земским и военным врачом на русско-японской войне, он стал «честным свидетелем» своей эпохи. Его творчество – летопись духовных исканий русской интеллигенции, верная идеалу братства и смыслу жизни.

Прожив долгую жизнь и получив государственные награды (включая орден Святой Анны, Сталинскую премию), главной своей наградой Вересаев считал право бороться «за устранение тех условий, которые делают молодых стариками». До последнего дня жизни он оставался верен своим двум призваниям – медицине и литературе.